Персональный сайт воспитателя Путря Ольги Сергеевны

Опыт работы

Использования интерактивного метода «Сторителлинг» в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста

( Слайд 1) Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги.

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по использованию интерактивного метода сторителлинг в развитии связной речи детей дошкольного возраста

 (Слай2) Формирование ребенка как личности связано с развитием речи. Поэтому её развитие является одной из важнейших задач нашей работы с дошкольниками.

От уровня развития связной речи зависит умение ребенка общаться с людьми, его общее интеллектуальное развитие, ребенок становится более раскрепощен, самостоятелен, уверен в себе. Процесс обучения ребенка в школе во многом зависит от уровня развития его связной устной речи.

Наблюдая за общением детей между собой , я отметил, что  рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах т.д.) часто отличаются непоследовательностью, недостаточной содержательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов.

(Слайд 3) Диагностика речевого развития моих воспитанников - детей среднего возраста - подтвердила мои наблюдения, вскрыла проблемы в развитии речи, в связи с чем передо мной встала задача в правильном выборе педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали мне возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

Мониторинг показал следующие результаты…

Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами работы по речевому развитию на помощь приходят нетрадиционные. Я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод сторителлинг.

(Слайд 4 ) Термин сторителлинг  с английского переводится , как «сказительство», «рассказывание».  Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, воображение, уверенно чувствовать среди сверстников.

(Слай 5) Цели и задачи моего опыта работы представлены на экране

 (Слайд6)Технику сторителлинг придумал и успешно опробировал на личном опыте человек далекий от педагогики-  глава крупнейшей корпорации Дэвид Армстронг для продвижения бизнеса. Технология была предназначена для взрослых. А позже на основе техники сторителлинг были придуманы игры для детей.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

 (Слайд 7) В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

  (Слайд 8) В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. В истории должен быть интересный герой. Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие пришёл Незнайка. Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? Он не может определить какие животные относятся к диким , а какие к домашним , и почему? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Активный сторителлинг применяется для детей старшего дошкольного возраста.

 (Слайд 9)Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

Работу с детьми среднего возраста я начинала с классического сторителлинга, постепенно переходя на активный сторителлинг.

(Слайд 10) Использование технологии  «сторителлинг» в работе по развитию речи детей позволило достичь положительных результатов.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру , т.е композиционное строение связного высказывания ( есть начало,середина и конец),легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет и передавать последовательно готовый текст без помощи взросло .Дети научились отвечать полными предложениями, с желанием заучивают новые литературные произведения. Активный словарь дошкольников значительно увеличился, им нравится использовать в речи новые слова. Дети с удовольствием обсуждают сочиненные истории.

 

Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию один из видов активного сторителлинга «Кубики историй», который я стала использовать уже с детьми старшего дошкольного возраста.

 (слайд 11)

Как известно, кубик имеет 6 сторон. На каждую сторону кубика прикрепляется сюжетная картинка - часть истории героя. Дети по очереди бросают кубик и рассказывают вымышленную ими самими историю. Если мы работаем с группой детей, то кубиков с продолжением истории должно быть несколько, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.

 (слайд12) Структура истории такова :

1. Вступление. Оно должно быть кратким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем

- «Когда-то давным - давно…»

- «В некотором царстве, в некотором государстве…»

- «Это произошло темной и дождливой ночью…»

- «Садитесь поудобней ,я расскажу вам историю…»

- «Наш герой понятия не имел, что его ждет…»

2. Развитие событий – дети погружаются в историю для решения проблемы, в которой оказался герой. Рассказ имеет продолжение до тех пор, пока не наступит развязка.

3. Кульминация. Это тот момент , где появляется решение поставленной проблемы

4. Краткое  заключение. Как в басне мораль. Подытоживает рассказ одним предложением.

(слайд 13) «Кубики историй» можно использовать на индивидуальных занятиях:

опираясь на  изображения сторон кубика, ребенок рассказывает всю историю.

- на подгрупповых занятиях

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Он эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику

 (Слайд 14)Технология «Сторителлинг» открыла для меня уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей , дала толчок к формированию связной речи дошкольников, способствовала развитию их воображения, внимания и памяти.

(Слайд 15)Спасибо за внимание!

6 октября 2022 в 16:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.